Главная » 2018 » Туршу » 22 » Город Башлы и каменные колодцы
17:14
Город Башлы и каменные колодцы

Август 2018 года: общество «Анжи-Кала» и краевед Атагиши Муртазалиев (проект «Атакумук») совершили краеведческий поход на территорию Кайыкентского района – в Башлы и Кайыкент.
       
Первые постройки появились тут за много веков до нашей эры

Шахсенгерское городище – археологический объект села Башлыкента. Несколько десятилетий назад на территории исторического памятника функционировали зерноток и овцеферма, в настоящее же время хозяйственная деятельность тут не ведётся, однако стен древнего города на поверхности земли не осталось, в зарослях полыни можно увидеть лишь множество камней, а под травой кое-где находятся пустоты. Тем не менее, известно, что населённый пункт обрамляли русла двух рек, а жителями его были сооружены крепостные валы и стены, цитадель и тридцать шесть башен по окружности – сторожевых пунктов, на которых в случае опасности разводили сигнальный огонь. Что касается археологии под землёй, то тут обнаруживаются несколько культурных слоёв. Историк и журналист «Ёлдаша» из Башлыкента Магомедрасул Ибрагимов выдвинул гипотезу о локализации гуннского города Варачана на месте Шах-Сенгера, приводя ряд аргументов и затрагивая одновременно вопрос местонахождения Семендера, Таргу и Анжи. Любопытно, что само название «Шахсенегер» в исторических материалах о данной местности отсутствует, оно получило распространение после начала первых археологических исследований городища в советское время. В этой связи стоит вспомнить, что из политических соображений в Советском союзе тюрки - киммерийцы, саки, сарматы, аланы обозначались персоязычными, а в древнетюркских поселениях на Северо-Восточном Кавказе нередко необоснованно находили персидский след. Что касается версии с Варачаном, то на городище установлено предполагаемое место расположения дворца правителя гуннов Альп-Илитвера – где месте археологами обнаруживались ценные находки. По официальным данным на окраинах городища расположен и Шахсенгерский могильник, также в нескольких километрах от них имеются ещё одно городище, получившее в науке наименование Сенгерского, и остатки крепости, заложенной при Надир-Шахе.

        
Акярский могильник - памятник истории федерального значения

На другой возвышенности в Башлыкенте находится Акярский могильник. Могильные каменные ящики, представляющие каякентско-харачоевскую культуру, были открыты  в середине прошлого века, это группа захоронений, где покоятся взрослые и дети. Живая и неживая природа Ак-Яра нисколько не повредила могилы, однако иногда они становятся объектом незаконных поисков жителей кутанных хозяйств из других районов, в результате чего некоторые элементы могил оказываются утраченными, при этом среди находок могильника были предметы, которые привозились по дороге, впоследствии ставшей Великим Шёлковым путём.
После вышеуказанного объекта наша группа проследовала непосредственно в Башлыкент. Надо заметить, что Башлы упоминается во множестве исторических документов разных периодов. На протяжении ряда веков он был огромным для своего времени городом, где на обширных владениях могло проживать от пятнадцати до двадцати пяти тысяч человек. Круглосуточно границы объезжались конным патрулём, а в случае военной угрозы город мог оперативно выставить тысячу молодых всадников. По поздним данным в сала-узденском Башлы насчитывается более двух десятков родов, однако башлинцы периодически несли большие численные потери во время войн и после них - в виде мужаджирства. Башлы – пример ожесточённой борьбы с царизмом в позапрошлом веке. До штурма, к примеру, Ахульго дело у царских генералов дошло только в 1839 году, а более чем за двадцать лет до этого военно-картельные операции обрушились на Кумыкию, непокорный Башлы оказывал сопротивление несколько раз, в России была даже учреждена медаль «За взятие Башлы».
В результате вооружённых столкновений местоположение населённого пункта несколько менялось, последний раз чуть более ста сорока с лишним лет назад, когда произошло восстание под руководством Мехтибека Уцмиева, колониальным властям удалось справиться с выступлением не сразу. Помимо домовладений царскими войсками тогда была сожжена джума-мечеть, не сохранился и дворец кумыкского уцмия. После битвы башлинцам не разрешили селиться в одном месте, однако благодаря дипломатическому умению своего духовенства Башлы был раздроблен лишь на три села, находящихся на небольшом расстоянии друг от друга. По сей день видны террасированные места на склоне местных гор, там раньше  располагались домохозяйства, в том числе на самом верху, где были дома наиболее состоятельных башлинцев. Следами той войны являются пир Гамзата, а также Тропинка слёз, кроме того, за селом имеется кладбище защитников Башлы – здесь приняли последний бой раненые и немногочисленные оставшиеся невредимыми воины. Ограда указанного кладбища уже обветшала, из-за чего на него иногда заходит скот, а надгробие упало. Местный краевед Ибрагимов М. выступил с необходимым предложением к администрации и духовенству села - в ближайшее время на кладбище планируются восстановительные работы.
  


От Башлы ставку Тимура отделяла река

Также добавим, что сохранился ряд старых построек, есть несколько зияратов, при поддержке предпринимателя Балашова из Башлыкента построена новая мечеть. Также в Башлыкенте (Нижнем Башлы) открылся частный музей и принято решение о создании школьного. Кроме того, о богатейшей истории Башлы вышло две книги. Государственного музея в селении нет, хотя, по сведениям археологов, возраст поселения может составлять от пяти до семи тысяч лет. 
На одной из гор в Башлыкенте расположено старое кладбище. В первые десятилетия существования Союза оно сильно пострадало, по инициативе властей большинство надгробий со  старинных могил с их уникальным эпиграфическим материалом были использованы для строительства клуба, школы и склада. Кладбище не огорожено, однако пасущихся сельских коров во время нашего пребывания там почти не было. 
Темирхан-Тёбе – одно из поселений, на основе которых образовался Башлы, сейчас здесь археологический объект Башлыкентское городище – Малтёбе. По неровностям можно заметить места строений, а река Башлы-чай ранее открывала остатки кладки, также керамику и оружие. Недалеко от поселения проходила старая дорога в сторону Янгикента, а само название Темирхан-Тёбе появилось после нахождения здесь ставки Тимурленга в конце XIV века, с данной возвышенности хорошо видны все окрестности. 
      


Древние могилы находятся возле бывшего Ябушганкента

В Джаванкенте (Среднем Башлы) мы вновь увидели каменные ящики. Они расположены в местности, которую в прошлом планировалось использовать для земледелия, ввиду наличия могил от этой идеи отказались, однако дорога проходит по некоторым захоронениям, не огорожены они пока и от скотины. Местность относится к уже несуществующему Ябушганкенту, где помимо прочего находили развалины церкви. 
В Капкайкенте (Верхнем Башлы) насчитывается ещё семь памятников истории и культуры федерального значения, например, поселение в Ёгарибашлы. Необходимо сказать также, что в Капкайской долине и в Капкайском ущелье произошло одно из главных сражений с Шахом Надиром в 1741 году – при непосредственном участии кумыков.



Водосборные ямы – феномен Чокаюрта

Помимо уникальной археологии Башлы, Алходжакента и Утамыша (в них нам удалось побывать в этой и одной из предыдущих поездок) в Кайыкентском районе есть множество других историко-культурных памятников. Так, на относящемся сейчас к Кайыкенту склоне хребта Чакавур расположен связанный с Башлы Чокаюрт или Чакавуркентское городище. Дорога в Чакавуркент (Чока-вурт) идёт по склону и вдоль неё видна кладка стен, в некоторых местах из земли торчат кости животных. У въезда сохранился фундамент сторожевого пункта, местных жителей раньше защищали также цитадель и земляной вал. Внутри городища у края горы имеется множество  выдолбленных в скальной породе ям, верхняя часть которых в основном круглой формы. Диаметр колодцев в некоторых случаях превышает один, а глубина может превышать полтора метра; на территории городища имеется также ритуальное место. К сожалению, относящийся к землям отгонного животноводства Губа-кутан был застроен выходцами из другого района, что, как бывает в таких случаях, нанесло ущерб целостности исторического объекта.
Выводы по итогам мероприятия:
за несколько недель до мероприятия М. Ибрагимов опубликовал статью о перспективах реконструкции Шахсенгера. Мы поддерживаем эту идею и считаем также актуальным определение точного исторического наименования населённого пункта, находившегося в зоне проживания тюрков - гуннов и барсилов;
- очевидно, что в башлынских сёлах помимо школьных должен быть государственный музей, где потребуются и научные сотрудники.
Данная поездка оказалась возможна благодаря помощи историко-культурного общества «Наследие» в лице Ибрагимова Магомедрасула и Камалова Камалутдина.
Краеведческое общество «Анжи-Кала»
Проект ©ATAKUMUK

#тюркскийэтнотуризм
#историякумыкии

Бизин интернет сагьифалар

YouTube канал ATAKUMUK 
ссылка:
https://www.youtube.com/user/ATAKUMUK1

Telegram канал ATAKUMUK
ссылка: ⬇ 
https://t.me/Atakumuk

Instagram @atakumuk
ссылка:
https://www.instagram.com/atakumuk

Facebook ATAQUMUQ
ссылка:
https://www.facebook.com/Ataqumuq/

Одноклассники канал ATAKUMUK
ссылка
https://ok.ru/group/51764131856586

WhatsApp страница 
ссылка
https://api.whatsapp.com/send?phone=79382043373

Сайт"Тарих Уллу Къазаныш"
ссылка:
http://ullukazanish.ucoz.ru/

Просмотров: 242 | Добавил: ATAKUMUK | Теги: #тюркскийэтнотуризм #историякумыкии | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar